вторник, 30 мая 2017 г.

Анализ анкетирования «Подросток: мои читательские предпоЧТЕНИЯ»


Последние десятилетия в России ознаменовались тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Современные дети и подростки читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идет процесс изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики их чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, круг чтения, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др.
Книги побуждают читателей задуматься о том, где правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо,  помогают понять себя.  Иногда  чтение приносит  радость и умиротворение, иногда  гнев и возмущение.
Целью данного исследования было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста и попытаться составить читательский портрет современного подростка.


Исследованием был охвачен 51 респондент в возрасте 13-14 лет, преимущественно учащиеся 7-8 классов.
Что касается регулярности чтения, то  большинство опрошенных (53 %) читают 1 раз в неделю, каждый день  - 26%, по 1% читают  1 раз в месяц и реже 1 раза в месяц.
Читательский портрет современного школьника невозможен без описания того, каким книгам он отдает предпочтение.
Респондентам  было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим  образом: 


                                                                                                                             
 Как видим, подростковая категория пользователей отдает предпочтение приключениям  – 49%; на втором месте – фантастика (47%), на третьем – детективы  (31%). Неравнодушны ребята и к юмористическим рассказам (29%), книгам о сверстниках (26%), историческим произведениям (22%).
Книги наши респонденты берут в основном  в библиотеке им. Ульянова  (45,1%) и домашних  библиотеках (43%).

Вопрос «Кто твой любимый литературный герой?» выявил большое разнообразие пристрастий. Среди любимых литературных героев названы герои произведений школьной программы: Том Сойер, Лидия Михайловна из рассказа «Уроки Французского», Княгиня Анна Михайловна Друбецкая из романа «Война и мир», и другие.
Любимыми  авторами  ребят являются: В. Г. Распутин  (10 человек), А. С. Пушкин (11 человек), С. А. Есенин (4 человека), М.Ю. Лермонтов (3 человека); остальные затруднились с ответом.
Далее нам предстояло выяснить, что именно привлекает подростков в чтении художественной литературы. Ответы на предложение  «Чтение для тебя – это…»   позволяют сделать вывод о том, что  познавательная роль  чтения сегодня  не является первостепенной. В то же время радует, что чтение является для большинства опрошенных способом проведения досуга:


         Среди ответов были и  свои варианты, такие как: развлечение, получение новых знаний, интерес, саморазвитие.
Большая часть (62%) опрошенных отдают предпочтение обычным (бумажным) книгам, и читают их не торопясь (59%).



Однако эффект "погружения" в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, случается только у  34,3% подростков, остальные погружаются  в атмосферу сюжета иногда (54,9%); никогда - ответили 11,8% опрошенных.
В то же время большинству респондентов свойственно при чтении всегда переживать эмоции (62%) - радость, светлую грусть, тревогу, страх, надежду. Реже испытывают эмоциональное потрясение и сопереживание за героев книг 31% ребят, и  никогда - лишь 0,5%.

Есть книги, которые стоит перечитывать, и не раз, в течение всей жизни. Ибо с каждым прочтением она открывается все больше, раскрывая новый смысл и новое ее понимание. На вопрос «Возникает ли у тебя потребность перечитать понравившуюся тебе книгу?» респонденты ответили следующим образом:
-   Иногда 65%
-   Часто 16%
-   Никогда 20%
Из ответов на вопрос «Книга, которую я сейчас читаю» хорошо видно, что практически все респонденты дали свой, отличный от других ответ, книги и авторы, которых читают подростки  разные и почти не совпадают; ребята назвали:
-   «Все сокровища мира» Виктора Точинова,
-   «Королёк — птичка певчая» Решат Нури Гюнтекина,
-   «Нежданно-негаданно»  Валентина Распутина,
-   «Остров черепа» Тима Леббона,
-   «Ангелы и демоны» Дэна Брауна,
-   «Бродяги Севера» Джеймса Оливера Кервуда,
-   «Тайна, которой нет» Парсонса Тони,
-   «О чем плачут лошади» Фёдора Абрамова,
-    «Пиковая дама» Александра Пушкина,
-   «Перстень старой колдуньи» Елены Ткач,
-   «Поющие в терновнике» Колин Маккалоу,
-   «Война и мир»  Льва Толстого,
-     «Тарас Бульба» Николя Гоголя.
Некоторые произведения были названы несколько раз -  «Уроки французского» Валентина Распутина (7 ч.), «Князь Серебряный» Алексея Толстого (4 ч.), «Капитанская дочка» Александра Пушкина (2 ч.).
Своим друзьям ребята советуют прочитать «Анну Каренину» Льва Толстого, «Уроки Французского» Валентина Распутина, «Том Сойер» Марка Твена, «Большое приключение маленького динозавра» Татьяны Емельяновой, «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова, «Королёк — птичка певчая» Решат Нури Гюнтекин, «Барышня-крестьянка» и «Дубровский» Александра Пушкина, «Робинзон Крузо» Даниеля Дефо, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Бродяги Севера» Джеймса Оливера Кервуда, «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Кукла» Болеслава Пруса, «Телеграмма» Константина Паустовского, «До встречи с тобой» Джоджо Мойеса,  «Бумажные города» Грина Джона Майкла, «Записки юного врача» Михаила Булгакова.  

В заключение отметим, что опрошенные ребята положительно относится к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем   несколько часов в неделю. Изучаемый читатель осознаёт важность и нужность чтения, роль книги как источника информации и новых знаний.
Представители опрошенной возрастной категории читают, в основном, не реже 1 раза в неделю.  Почти половина ребят берет книги в библиотеке им. М. А. Ульянова – отрадно понимать, что фонды нашей библиотеки соответствуют запросам юных пользователей.
Большинство респондентов читают не торопясь, вдумчиво и осмысленно, эмоционально переживая прочитанное, и современным электронным книгам все же предпочитают бумажные. Отрадно, что большинство ребят перечитывают понравившиеся им книги.
 В целом, юный читатель в  нашем досье  предстает как фигура достаточно разносторонняя, с очень разнообразным кругом чтения, куда входят как русские, так и зарубежные авторы.

Ребята читают  литературу всех жанров, но предпочтительными являются  произведения с закрученным сюжетом: детективы, приключения, фантастика. Однако, анализируя ответы на вопросы о любимых авторах и литературных героях, мы приходим к выводу, что чтение произведений школьной программы все же преобладает над чтением досуговым. В связи с этим библиотеке необходимо использовать в практике работы креативные содержательные мероприятия, направленные на популяризацию «непрограммной» художественной литературы, затрагивающей вопросы межличностных отношений, духовности, нравственности и гуманизма,  - всего того, что волнует, тревожит и входит в круг  потребностей и интересов современных юных читателей.

8 комментариев:

  1. Интересное исследование Вы провели, Наталья Васильевна. Наши подростки, к большому сожалению мало читают, чаще программные произведения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана! Да, вы совершенно правы. Но меня радует, что были названы разноплановые произведения при ответе на вопрос, что вы сейчас читаете.
      Спасибо за мнение! Хорошего дня!

      Удалить
  2. Наталья Васильевна, хорошее анкетирование- исследование, которое позволяет делать определенные выводы. В школьных библиотеках ребята, в основном читают программную литературу, особенно старшеклассники.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Хорошо, что читают, даже если только программную. очень жаль, что современному поколению не объяснишь, что чтение - это УДОВОЛЬСТВИЕ!

      Удалить
  3. Хотя, сотрудники абонемента нашей библиотеки, говорят, что читающая молодежь все же есть! Читают и классиков, и спрашивают современных авторов

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Интересное исследование. Хотелось бы тоже задать школьникам разного возраста подобные вопросы... Но нам в школьных библиотеках такое исследование не потянуть, если только выборочно... Наталья Васильевна, я прочитала, что Ваши читатели читают разные книги, но среди любимых Лермонтов, Пушкин... Не находите, что они отвечают не совсем правдиво... А есть ли среди Ваших читателей, кто увлекается современными писателями - Крюковой, Дашевской, Самарским, Жвалевским и Пастернак? Очень радует, что библиотека им. М.Ульянова очень востребована, да и дома у детей книги есть. Спасибо, что познакомили с Вашим исследованием!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, конечно, дети отвечали не совсем правдиво: что помнили, то и писали.
      Исследования - это самая трудная часть нашей работы, респондентов не уговорить, если взрослые, а юных пользователей организовывают учителя, целыми классами (мы договариваемся и приходим на перемену или часть урока).

      Удалить
  5. Благодарю за данное исследование, оно очень мне пригодилось, т.к. я пишу диплом по педагогике и ваше свежее исследование среза читательской способности у детей пришлось очень кстати.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: