понедельник, 6 марта 2017 г.

Традиционные и инновационные формы работы библиотек с детьми по экологическому просвещению

 Методическая консультация

 2017 год в России объявлен президентом годом экологии. Библиотеки, располагающие достаточными информационными ресурсами, являются важным звеном в системе экологического просвещения подрастающего поколения. Эффективная деятельность в данном направлении позволит вовлечь детей в практическую природоохранную деятельность и сформировать ответственное поведение ребенка по отношению к окружающей среде.
Задачи экологического просвещения детей библиотеки решают, используя как традиционные, так и инновационные формы деятельности. 



Многие библиотеки реализуют программы, проекты по экологии. Например «Кругосвет», «Юный эколог», «Живая планета», рассчитанные на длительную непрерывную работу е детьми разного возраста. В ходе их реализации ребята могут пополнить свои знания, познакомиться с современные представлениями о многогранности живой природы, расширить познания о животном и растительном мире. Программы знакомят детей с проблемами   экологии, показывают пути выхода из экологического тупика, а также взаимосвязь с другими областям знания: например, мотивы природы в искусстве «Декоративно-прикладное искусство», «Природа в живописи», «Природа в музыке, литературе».
      Работу по экологическому просвещению необходимо проводить совместно с другими организациями, учреждениями образования и культуры. Для различных категорий, учитывая возрастные особенности читателей, можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике формы работы: циклы тематических вечеров, обзоров и бесед, экологические акции, конференции, игры -викторины, выставки детских рисунков, экологические аукционы, а также конку фотографий, рисунков, поделок.

Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуем провести:
¾    конкурс поделок из природного материала «Фантазия и природа»,
¾    конкурс творческих работ «Бусы и браслеты из шкатулки лета» (цель конкурса: воспитание социально-активной, творческой личности; поделки из природного материала могут быть самыми разнообразными: и сказочные герои, и различные животные, и даже целые сюжетные композиции),
¾    конкурс сочинений «Мой домашний любимец»,
¾    конкурс самодельных книг: книжки-подушки,  книжки-зверушки, выполненные в различной технике -  например, лоскутное шитье, аппликация с использованием природных материалов, пластилина, картона,
¾    «Мой сборник стихов о животных» можно оформить с использованием любой техники, скрепить страницы книги и сделать на неё обложку,
¾    можно объявить конкурс чтецов «Живая классика» но чтению вслух отрывков из произведений российских и зарубежных писателей. Детям можно рекомендовать чтение коротких сказок, рассказов, интересных заметок из журналов.
В последние годы большую популярность приобрел конкурс фотографий, в который рекомендуем включить номинации: «Чудо лесное», «Явления природы», «Редкий кадр», «Фотокотопёс». Можно провести фотосессию в библиотеке «Фотография с любимой книгой о природе».

Библиотеки постоянно ведут поиск новых результативных форм и методов работы в области распространения экологических знаний среди детей и подростков.
Квест - это командная приключенческая интеллектуальная игра-поиск, задача участников игры - найти клад или приз. Такую игру можно провести в библиотеке или за её пределами. В экоквест для 12- 14 лет можно включить интеллектуальные задания и головоломки. Предложите участникам разгадать ребусы, составить пазлы, разыскать книги о природе в фонде библиотеки, ответить на вопросы о растительном и животном мире, ознакомиться с картой особо охраняемых природных территорий России и Омской области, района.
При создании комиксов по экологии предложите ребятам придумать сюжет, связанный с темой охраны природы и раскрыть его в нескольких рисунках с краткими текстами.
Эффективной формой работы является выставочная деятельность:

  • «Мир, окружающий нас, прекрасен»
  • «Мы твои друзья, природа»
  • «В объятиях родной природы»,
  • «2017 - Год экологии»,
  • «Экология - проблема 21 века»,

где освещаются самые актуальные вопросы: охрана окружающей среды, ценность лесов и эффективное использование лесных ресурсов, питьевая вода и её качество, пути решения экологических проблем. Помимо книг и журналов, на выставках размещаются репродукции картин известных русских художников И. Шишкина, И. Репина, И. Левитана, а также творческие работы читателей. На выставке «Только зелёное» - информация о «жителях» планеты, имеющих такой цвет (земноводные, птицы, насекомые). «Тайны зеленой страны» - экспозиция выставки представит страницы замечательных детских экологических журналов и журналов о природе: «Муравейник», «Тошка и компания», «Свирель».

Планируя работу по экологическому просвещению среди детей и подростков, рекомендуем обратить внимание на экологические даты: День заповедников и национальных парков, Международный День земли, Общероссийские Дни защиты от экологической опасности, Марш парков, Всемирный День окружающей среды, Всемирный День защиты животных, Международный День птиц, Всемирный День здоровья, и т. д. К этим датам можно приурочить Акции. Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Библиотеки могут заниматься и непосредственно природоохранной деятельностью. В продолжение акции инициировать экологические десанты, рейды, экологические патрули «Моё село - не свалка», «За чистоту окружающей среды» по выявлению неблагополучных мест на территории села, провести высадку цветов возле библиотеки. Возможно проведение акции «Живая вода» по поиску и очищению родников или берегов рек. Организация таких акций явилась бы совмещением теоретических знаний с практическими шагами помощи окружающей среде.

Актуальное направление экологической культуры – эко-краеведение, в которое можно включить и экотуризм, позволяющий расширить знания обучающихся об уникальности объектов живой и неживой природы Омской области и своего района. Рекомендуем обратить внимание на работу с Красной книгой Омской области.

Стало традицией во многих библиотеках отмечать Синичкин день как день встречи зимующих птиц, с которого начинают подкормку пернатых. В этот день с детьми можно провести викторины, организовать выставки, где будут представлены работы победителей конкурса «Птичья столовая» - кормушки для птиц самых разных конструкций. Их можно развесить в парке, возле дома или возле библиотеки. Посоветуйте ребятам вести дневники наблюдения за птицами - какие птицы прилетают в «столовую», их повадки, какой корм им больше правится.

Праздник «Воронья каша», включающий экологический марафон на природе, театрализованную игру, развешивание кормушек, эко-прогулку.

Экологические мероприятия вне стен библиотеки — Марши парков, экологические экскурсии, игры-путешествия на природе способствуют знакомству с миром природы. В летнем читальном зале, летнем дворике в сквере, парке, на территории возле библиотеки можно проводить мероприятия по экологии, подвижные игры, организовать творческие мастерские.

Дети могут принять участие в оформлении выставок поделок из вторсырья, например «Отходы в доходы», «Вторая жизнь пластиковой бутылки», «Эко-елка», в конкурсе на лучший костюм из бытовых отходов: полиэтилена, пластиковых бутылок, упаковочного материала, обёрток от конфет, пенопласта, сеток для хранения продуктов.

Экологические праздники становятся завершающим этапом долговременной работы по экологическому просвещению. В фойе можно разместить экспозицию работ участников экологических конкурсов среди юных читателей «Сохраним природу вместе!», «Наши питомцы», «Мозаика природы». В программу праздников уместно включить костюмированный мини-спектакль, викторины, чтение произведений о природе, а также стихов собственного сочинения, торжественное награждение победителей экологических творческих конкурсов.
Интерактивные выставки в библиотеке призваны не только обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем, но и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению экологических проблем. Цель выставки - показать возможные последствия загрязнения окружающей среды и помочь читателю чётко определить свою позицию. На специальном стенде «Открытое мнение» вывешиваются чистые листы, на которых читатели могут выразить своё отношение к прочитанному, поразмышлять о путях решения экологических проблем. Мнение сверстников, как известно, более значимо для детей, чем мнение взрослых. При организации выставки-отзыва осуществляется рекомендация читателями наиболее интересных для них книг. Можно оформить выставки -«деревья», где на листочках дети указывают свои читательские предпочтения, любимых авторов и книги. Информацию о проводимых интерактивных выставках можно разместить на веб-сайте библиотеки. Для привлечения внимания читателей к экологическим проблемам можно использовать пособия малых форм: книжные закладки, листовки, буклеты, памятки, рекомендательные списки литературы: «Соседи по планете», «Календарь народных примет», «Экологический календарь».

В связи со стремительным развитием электронных технологий у библиотек появилась новая огромная ниша для творчества. Библиотеки могут предложить своим читателям подборку полезных экологических сайтов; (так, на сайте «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru/ecoeducation/work/experience.php  собран перечень экологических проектов и экологических страниц библиотек), рекомендательные аннотированные библиографические списки и указатели по экологии при определении круга чтения; оповещение по электронной почте о новых поступлениях документов экологической тематики в фонды библиотеки; виртуальные экологические книжные выставки; размещение читательских отзывов о любимых и понравившихся книгах по экологии. Развитию познавательных интересов детей будет способствовать проведение экологических медиа викторин, виртуальных литературно-творческих конкурсов, «Web-спринтов» -  соревнований по поиску в ресурсах  Интернет, которые активизируют работу со справочной литературой, интернет-энциклопедиями. Можно разместить на сайте видеофайлы с записью библиотечных экологических мероприятий или фрагментами из них, включить фотоснимки работ, моменты награждений, видеоролики, запечатлевшие инсценировки отрывков из любимых кит. Удачным может быть создание рекомендательной библиографии в формате «живой детский голос» - запись на видеофайлы рассказов о книгах по экологии, которые ребятам очень понравились, и предоставление возможности посетителям сайта прослушивать эти записи. Среди подростков можно объявить конкурс буктрейлеров, видеороликов, рекламирующих книги по экологии.

Виртуальная выставка - многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (графика, тексты, аудио, видео и др.). Можно оформить виртуальную выставку произведений-юбиляров «Книги о природе». Каждая книга сопровождается краткой аннотацией, сведениями об авторе. Обратившись к интернет-ресурсам, читатель сможет прочесть тексты художественных произведений или прослушать аудиокниги, а также посмотреть фрагменты телеспектаклей, художественных фильмов.

Виртуальная выставка «Мир природы в литературе» может представить произведения писателей-природоведов, юбилеи которых отмечаются в 2017 г., а также материалы о жизни и творчестве (М.М. Пришвина, Г.Я. Снегирёва, В.В. Чаплиной, Г .А. Скребицком, и др.) с портретами писателей, фотографиями книг, отсканированных изображений титульных листов, иллюстрациями детей. Изобразительный ряд может сопровождаться музыкальным оформлением, разнообразными анимационными эффектами.

Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

В грядущий Год охраны окружающей среды не будет лишним сказать о том, что библиотеки уже заняли свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков. И продолжают это делать, используя в своей деятельности библиотечные формы и методы работы, привлекая современные информационные технологии для решения задач, направленных на экологическое воспитание, просвещение, образование читателей.

Консультация подготовлена зав.сектором обслуживания читателей-детей Н. А. Лебедевой

5 комментариев:

  1. Я хочу добавить, что у нас библиотека не только библиотеки заняла свою нишу в формировании экологического мировоззрения детей и подростков, но и шагает во многом впереди!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, да вы и ваша школа во многом шагаете впереди! Так держать и с наступающим женским днем! Счастья, удачи, здоровья!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Очень полезный материал! Передайте огромное спасибо коллеге - Лебедевой Н.А.!

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемые коллеги! С наступающим праздником!
    Что нужно женщине, когда весна пришла?
    Любви и счастья, чтоб душа цвела.
    Что нужно женщине, когда она одна?
    Любовь и счастье, чтоб она нашла.
    Что нужно женщине, когда она любима?
    Чтоб рядом был всегда её любимый.
    Что нужно женщине, когда у неё дети?
    Любви, покоя, счастья на планете.
    Так пусть же женское исполнится желанье -
    Любви ей, счастья! С днем 8 марта!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, очень вам рада! Спасибо! спасибо за поздравление! Вам тоже всего самого наилучшего!

      Удалить

Поделиться

Google+ Followers

Подписка по электронной почте

Подписаться В ОДИН КЛИК!

Читатели дневника

Очередной рубеж

16.01.2017 г. 55 постоянных читателей и 400 000 просмотров.
25.02. 2017 - 63 постоянных читателя, 500 000 просмотров.
19.04.2017 - 67 постоянных читателей, 613 000 просмотров.
17.08.2017 - 75 ПЧ, 750 000 просмотров.
17.10.2017 - 82 ПЧ, 831 000 просмотров.
23.11.2017 - 83ПЧ, 925 000 просмотров.
Друзья, спасибо, что вы есть!