среда, 9 августа 2017 г.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА: БОЖИЯ МАТЕРЬ И ПОБЕДА...

  Если плыть по Волге мимо города Волгограда, трудно не заметить огромную статую. Женщина с мечом в руке будто бы призывает людей куда-то. Памятник «Родина-мать»  стоит на Мамаевом кургане, в том самом месте, где семьдесят пять лет назад в великой битве решилась судьба не только нашей страны, но и всего мира. А примерно в 200 метрах от монумента «Родина-Мать», возле братской могилы, расположен Храм всех святых, открытый на Мамаевом кургане 1 мая 2005 года, чтобы люди могли поставить здесь свечи в память о защитниках этой высоты…

Никто не смеётся над Богом в больнице...
Никто не смеётся над Ним на войне,
Там вера в сердцах начинает искриться,
И чаще молитвы звучат в тишине.
 Есть немало свидетельств того, что Великая Отечественная народная война была выиграна не только огнём и мечом, но и верой и молитвами наших предков, заслуживших жизнями своими заступничество за нас Пресвятой Богородицы.
Православная церковь и вера помогли нашим воинам победить врага и в Сталинградском сражении. Сталинградская битва явилась и своеобразным духовным переломом. После нее был разрешен колокольный звон, предпринят ряд других шагов по нормализации положения Церкви в советском государстве.


Православная Церковь на протяжении всей русской истории жила одной жизнью со своим народом, и в дни Великой Отечественной войны, она вместе со всей страной переживала несчастье, обрушившееся на нашу Родину, целиком отдавая себя на службу ей.
В первый же день войны она благословила всех православных на защиту отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом.
22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам.
В этом послании он выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. 


       Откликаясь на все основные события военной жизни страны, митрополит Сергий в годы войны обращался к пастве с 23 посланиями, и во всех них выражалась надежда на конечную победу народа.

Русская Церковь с помощью верующих с 1941 по 1943гг внесла в Фонд обороны 200 миллионов рублей. К концу войны общая сумма средств, переданных на нужды обороны, увеличилась до 300 миллионов рублей.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны проводилась по многим направлениям: ободряющие послания и проповеди к пастве; идейная критика фашизма как антигуманной, античеловеческой идеологии; организация сбора пожертвований на оружие и боевую технику, был открыт специальный церковный сбор в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Собранные Церковью средства шли на содержание госпиталей и раненых, детей-сирот.

Многие представители православного духовенства принимали участие в боевых действиях и были награждены орденами и медалями. 


Церковь в Сталинграде подошла к началу войны практически обескровленной: из почти 500 храмов и часовен, имевшихся в крае до революции, остались единицы. Точных данных о том, где ещё шли службы, не имеется. Но, по данным О.Ю. Редькиной и Т.Д. Савиной, после изгнания фашистов в 1943 г. 16 храмов и молитвенных домов, открытых в период оккупации, были зарегистрированы советскими властями. В итоге, на 1 июля 1944 г. в области действовало 18 и не действовало 138 сохранившихся церквей.
Александро-Невский собор
Здания храмов стали надёжными убежищами от бомб и снарядов. Оставшиеся от взорванного ещё в 1932 г. Александро-Невского собора обломки используются в сентябре 1942 г. при строительстве уличных баррикад. В храме св. мч. Параскевы Пятницы, по воспоминаниям очевидцев, во время боёв люди спасались в церковном подклете.
Свято-Духов монастырь
С началом боёв в здании Свято-Духова монастыря разместились ремонтные мастерские. При немцах многие жители прятались в здешних катакомбах, где их окормляла игумения Павла. Она учит людей молиться, переписывает с ними молитвы, скручивает из тряпочек свечи. Фашисты не трогают собравшихся в обители, и, уже пережив страшные бои, верующие расходятся отсюда, унося с собой иконы. Одна из икон Божией Матери, молитвослов, Псалтирь, молитвы на бумажных листах, — всё это представлено сегодня в экспозиции музея-панорамы «Сталинградская битва». После окончания войны некоторые монахини из Свято-Духова монастыря ещё проживали в Сталинграде. Известны их имена: монахиня Нина (Евдокия Шальнева), София и другие.

Музей-панорама "Сталинградская битва"

В военных мемуарах о Сталинградской битве указывается, что некоторые местные священники помогали советской разведке. Да и воспоминания ветеранов указывают на огромную психологическую помощь веры в Бога, достаточно высокий уровень религиозности многих из советских бойцов и командиров. По их свидетельствам, непосредственно перед самыми боями в городе жители раздавали солдатам переписанные на бумаге молитвы «Живые помощи». Рассказы местных жителей, переживших войну, опубликованные в газете Волгоградской епархии «Православное слово», полны историями об обхождениях жилых домов с иконами в руках. Одна из таких икон, а также написанная на немецком бланке молитва, хранятся сейчас в зале «Дети воины» Волгоградского Центра детского и юношеского туризма и экскурсий.

Чудотворная икона
   
В самом начале Великой Отечественной войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с призывом к христианам всего мира о помощи России. Его ближайший сподвижник митрополит гор Ливанских Илия был избран Промыслом Божьим сугубым молитвенником о победе России.
Вот как об этом рассказывает протоиерей Василий Швец:
«Спустившись в каменное подземелье, куда не доносился с земли ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери, Владыка затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божьей Матери и просил Ее открыть, чем можно помочь России.
И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему Сама Матерь Божья и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божье для этой страны. Если это определение не будет выполнено, Россия погибнет.
1. Для спасения России должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии.
2. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем должны начать служить. 3. Ленинград сдавать нельзя. Для спасения его пусть вынесут чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю города на Неве.
4. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, который тоже нельзя сдавать врагу.
5. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать, как она была спасена.


Тогда Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, с советским правительством и передал им определение Божье. Сталин вызвал к себе митрополита Сергия, митрополита Алексия и обещал исполнить переданное митрополитом Илией. Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божьей Матери и обошли с крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана в день празднования святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России...
      
По благословению старца Нектария

    
Очевидно, именно Георгию Константиновичу было предопределено стать спасителем Отечества. Хотим мы того или нет, т.е. независимо от того, признаем ли мы гениальность маршала или нет, Г. К. Жуков Божиим промыслом оказался в тот момент единственным избранником Божиим, который должен был спасти Отечество. Потрясающая работоспособность (Жуков не спал по 10 суток кряду!) и его твердая уверенность в Победе, когда в нее не верил никто, говорят о его избранничестве. Но кто прорек ему это избранничество? Ныне есть ответ на этот вопрос. Ему была предсказана эта его необычная и ответственная роль, очевидно, при посещении им ныне прославленного в лике святых Оптинского старца Нектария (Тихонова). 
Старец Нектарий, имевший от Бога дар прозорливости, увидел особый Промысел Божий над Георгием Жуковым, тогда относительно молодым еще человеком, командиром полка. Счастлив человек, который познал эту волю и последовал ей. Это произошло примерно в 1925 году, по свидетельству дочери хозяина дома в селе Холмищи, у которого жил в то время, после закрытия Оптиной пустыни, о. Нектарий, Екатерины Андреевной Денежкиной (ныне уже покойной). По некоторым другим свидетельствам, встреч будущего маршала и старца было несколько и Георгий Константинович даже оставался несколько раз ночевать в доме. О чем говорили с глазу на глаз два этих великих человека, остается для нас пока тайной, сокрытой от нас промыслом Божиим. Как некогда преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского и в этом благословении укрепил и подал невидимую помощь от Бога в битве с врагом, так и старец Нектарий, видя духовным зрением неисповедимые пути Господни, открыл ему путь служения Богу, Родине, людям. И не просто открыл, а благословил, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна: «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
В книге Марии Жуковой приводится такой замечательный факт, относящийся к периоду Сталинградской битвы: «Прилетел Жуков в Сталинградские степи, а тут неразбериха, войска смешались, командиры иные за Волгу уходить намерились: потом, мол, с силами соберемся, отберем город назад у немцев. «А что солдаты думают», - спрашивает Жуков. «Вы с ними говорили?» Молчат (командиры. - Р.И.). Глянул он строго на генерала, командующего группой, и - на передовую. Пришли в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи, на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться - мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу. Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить. «Эх, вы...» И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба Воронежские из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку. А в ноябре, перед началом победного контрнаступления, когда землю сотряс первый залп мощной артподготовки, негромко сказал: «С Богом!». Да и сам факт подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии в день празднования памяти Св. Георгия Победоносца (6 мая) и принятый маршалом Георгием Жуковым иначе как примером небесного знамения не назовешь.

Божия Матерь в Сталинграде (из статьи иерея Димитрия Пивоварчука «О явлении Пресвятой Богородицы в Сталинграде 11 ноября 1942 года»):

 

В день памяти одного из древнейших русских святых преп. Авраамия Ростовского 11 ноября 1942 года в Сталинграде было явление Пресвятой Богородицы, что фактически и явилось той переломной точкой в войне, о которой мы сейчас уже можем говорить. Говорить, что нам известен день перелома войны не в земном, а в духовном плане.
Все военные историки с удивлением отмечают, что сильнейшая армия мира, с легкостью покорившая всю Европу, не смогла за несколько месяцев боев в Сталинграде прорваться к Волге и укрепиться, не смогла сбросить в реку русских.
Часто говорят, что не хватило немцам сил пройти каких-то сто метров. Теперь нам известно, что на пути врага встали не только в своем беспримерном подвиге сотни тысяч бойцов и командиров, и легли костьми сотни тысяч мирных граждан, не успевших эвакуироваться и оказавшихся на передовой между двух линий окопов, но на пути врага встала и Сама Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, поднимая упавший дух людей и придавая явлением своим величайшему в истории горю людскому Божеский смысл.
О Знамении в небе Сталинграда есть и фактическое свидетельство. Документ, датированный 1943 годом, был обнаружен в архиве Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР историком Вадимом Николаевичем Якуниным. Фрагмент, касающийся Сталинградского знамения, опубликован в пересказе в его книге. Он в 90-х годах работал над диссертацией на тему "Русская православная церковь в Великой Отечественной Войне" и наткнулся на отчет уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви по УССР Ходченко. Тот сообщал в Москву своему начальнику, председателю этого Совета полковнику НКГБ Георгию Григорьевичу Карпову, что целая воинская часть из состава армии Чуйкова, пришедшая на Украину со Сталинградского фронта, оказалась свидетельницей чуда.
К сожалению, в отчете уполномоченного умалчивается о том, что именно увидели воины в Сталинградском небе в ноябре 1942 г. Ясно одно: видевшие Небесное Знамение бойцы Красной Армии понесли с собой память о нем по дорогам войны.
 
И вот удалось разыскать несколько свидетельств очевидцев, которые еще были живы в начале нашего столетия и, приезжая в Волгоград на встречи ветеранов, оставляли свои воспоминания. Три свидетельства непосредственных очевидцев помещены во второй части книги Л. Красника и Ф. Андреева "Чудеса Божии во время Великой Отечественной войны", которая так и называется – Сталинградское знамение.

Один из них, Георгий Ильич Голубев, служил до войны в Кремле в охране маршала Климента Ефремовича Ворошилова. Когда началась эвакуация части руководящих работников правительства в Куйбышев, Георгий Ильич попросился на фронт. И вместе со многими нашими бойцами испил горькую чашу поражения и отступления. Чудом он вырвался из окружения под Харьковом. Ординарец подвел ему коня, он вспрыгнул на него и поскакал, а в этот же момент ординарец был сражен немецкой пулей. А Голубев в итоге со своими четырьмя спутниками всё-таки вышел из окружения.
11 мая 2003 года по центральному телевидению в передаче, посвященной 58-й годовщине Победы над Германией, один из этих четырех воинов, ныне живущий в Германии, рассказывал подробности выхода их из окружения. Но многое осталось за кадром. И, как часто бывает, осталось за кадром и самое главное.
Это главное Георгий Ильич в кругу семьи вспоминал вплоть до своей кончины. А именно – явление Божией Матери в небе Сталинграда в ноябре 1942 года. Офицер особого отдела, Голубев, курсировал с секретными документами с правого берега Волги на левый. Каждая такая переправа могла оказаться последней, т.к. предметом особых "забот" немецкой артиллерии и авиации была именно Волга у Сталинграда.

В эти ноябрьские дни почти постоянно шел ледяной дождь, все было покрыто изморозью, на Волге шла шуга (по-местному, "сало"). При подготовке к очередной переправе все мысли Георгия Ильича были о преодолении реки, о том, как ловчее избежать немецких мин, снарядов и бомб.
Он, девятый ребенок в семье – "последыш" и мамин любимчик, был от рождения подвижен, как ртуть, и удачлив в жизни. В послевоенные годы он особенно любил вспоминать о своей удачливости во время войны.
Когда Георгий Ильич, весь грязный и мокрый, ползком, наконец, добрался до своих и начал переодеваться в чистое, чтобы явиться с секретными документами к командованию, один из встречавших и помогавших ему бойцов сказал: "Ильич! Пока ты на брюхе полз, мы все такое видели – Божия Матерь была в небе! В рост и с младенцем Христом! Теперь точно порядок будет".
Как офицер военной контрразведки (СМЕРШа) Георгий Ильич прошел с нашими частями от Сталинграда до Германии. Чего только не пережил и в каких только переделках не бывал, но остался жив и невредим.
В большой крестьянской семье, где он вырос, вера в Бога была так же естественна, как дыхание. О своей личной молитве в военную пору он до смерти хранил молчание. Кто мог его отмолить у Бога во время войны, нам не ведомо. Однако можно предположить, что самые горячие молитвы возносили к Небу мама Георгия (она прожила долгую жизнь и скончалась в возрасте 104 лет) и горячо любившая его жена Настя, которая всю войну трудилась на Урале на военном заводе. Умирая, Георгий Ильич неоднократно говорил своим близким, что мечтает встретиться "там" со своей любимой женой Настенькой.
В последние свои дни на этой земле, в Москве, в своей квартире, он много раз повторял рассказ о выходе из окружения и о Сталинградском знамении. О том, как переживал во время долгого ожидания, когда его проверяли после выхода из Харьковского окружения офицеры-особисты и как, наконец, снова вернулся на фронт. И о том, как встретившие его на берегу Волги однополчане восторженно рассказывали в мельчайших подробностях, виденное ими чудо – Небесную Царицу, заступницу Руси, пришедшую на помощь нашим воинам, державшим оборону на узкой полоске земли вдоль берега Волги.


Один из защитников Сталинграда, видевший явление Божией Матери, живет ныне в городе Ростове-на-Дону. Прибыв в 2001 году в Волгоград в составе многочисленной делегации ростовских ветеранов войны на теплоходе "Дон", он, стоя на набережной у Речного вокзала, рассказывал об этом чуде: "Как увидел в небе Божию Матерь, душа была в возвышенном состоянии. Мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес сквозь всю свою жизнь на фронте". Запись этого воспоминания хранится у сотрудницы Музея-панорамы обороны Сталинграда, Жанны Николаевны Шириковой.
В том же 2001 году на одной из конференций в Краеведческом музее г. Волгограда среди выступавших ветеранов Сталинградской битвы, нынешних жителей Волгограда, оказался воин, тоже видевший явление Божией Матери в небе Сталинграда. В ноябре 1942 года он сражался на территории завода "Красный Октябрь". К сожалению, он не сообщил подробности явленного Чуда. Свидетельствовала о его рассказе Валентина Михайловна Евдокимова – директор Музея обороны Сталинграда, расположенного в районе завода "Красный Октябрь" на территории воинской части.
О явлении Богородицы во время Сталинградской битвы есть рассказ жительницы небольшого городка Краснослободска, что напротив г. Сталинграда на восточном берегу Волги, Марии Дмитриевны Сергиенко. Она и ее сестра Лидия Дмитриевна, будучи детьми, слушали вместе со своей матерью рассказ об этом явлении солдата по фамилии Величко. Он трижды бывал в их доме, когда готовил для отправки на правый берег очередного пополнения, формировавшегося в Красной Слободе. По словам Величко, все началось с появления "во время боя светлой полосы. Обе стороны прекратили обстрел. Тогда прекращение огня было чем-то невероятным. Полоса света становилась все ярче и ярче и стала совсем яркой. Немцы решили, что русские что-то придумали, а наши думали на немцев и решили послать разведку, узнать что это". В составе разведгруппы был и солдат Величко. Преодолев некоторое расстояние, разведчики увидели, что свет этот исходит от Женщины в белых одеждах. Они поползли к Ней, чтобы спросить, почему Она стоит и чего Она хочет. Но тут невидимая Стена преградила им дорогу. Они начали прощупывать Стену, ища в ней дорогу. Стена была сплошная. Тогда Величко мысленно стал обращаться к Женщине. Она не отвечала. Бойцы вернулись на свою позицию. Продолжалось явление Богородицы полчаса-час. Потом Ее не стало. Вновь открыли огонь, бой продолжался.

Из рассказов очевидцев ясно, что это явление было одновременно и в небе, и на земле – вернее, одни видели Ее в небе, другие на земле. Также ясно, что свидетелями этого чуда были и немцы. Часть, которая сподобилась чуда, находилась под командованием легендарного командарма Василия Ивановича Чуйкова.

Победное завершение 2 февраля 1943 года многомесячной Сталинградской эпопеи было отмечено не только митингом в городе 4 февраля, но и благодарственными молебнами во многих местностях России.
Народное предание гласит, что и в Сталинграде, в наскоро приведенном в приемлемый вид одном из неразрушенных храмов, был отслужен благодарственный молебен. И первую свечу затеплил командарм Василий Иванович Чуйков, "окопный генерал", как его доброжелательно называли бойцы 62-й армии. Ему, выросшему в деревне, окончившему 4 класса церковно-приходской школы и с детства с родителями и своими многочисленными братьями и сестрами ходившему в храм, не надо было объяснять, чьей милостью была одержана победа в этой беспримерной битве.
После окончания войны, когда по праздникам собиралась вместе вся большая семья Чуйковых, конечно, начинались рассказы об удивительных случаях, происходивших с теми, кто был на фронте. Мама обычно молча слушала своих сынов и внуков (тоже воевавших), но когда ей представлялось, что кто-то хватил через край, она говорила: "Сынки! Тихо. Матушка вас отмолила…"

Источники:




10 комментариев:

  1. Кажется, что уже все знаешь о Сталинграде и его истории. А нет, еще много интересного узнаем из блогов коллег. Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, в последнее время увлекаюсь духовной литературой и православной тематикой. Решила поискать информацию об этом в связи со Сталинградом, и вот нашла. Сделала открытие, как оказалось, не только для себя. Спасибо за и ваш отзыв!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Васильевна! С такой стороны я даже и не рассматривала эту тему. Спасибо, очень духовно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброе утро, Людмила Федоровна! А мне уже приходилось касаться темы ВОВ с этой стороны. И, как выяснилось, один из ее эпизодов - Сталинградская битва -также имеет непосредственную связь с верой и православием

      Удалить
  3. Наталья Васильевна, добрый вечер!
    Спасибо Вам огромное за Ваш пост. Прочитала на одном дыхании и испытала потрясение. Вы подошли к освещению битвы с необычной стороны, с духовной, православной, очень востребованной сегодня. Об этом только сейчас стали говорить и Ваш материал в этом смысле - просто уникален! Я искренне благодарю Вас за предоставленную возможность познать Сталинградскую битву с этой новой стороны. Обязательно сделаю ссылочку на Ваш пост на странице Акции - http://novichokprosto-biblioblog.blogspot.ru/p/blog-page_21.html
    Удачи Вам и всех благ, всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваше мнение, Людмила Борисовна! Мне и самой интересно было работать над постом)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Бабушка, еще в детстве мне говорила, что во время войны они непрестанно молились о своих родных. Много интересного и неизвестного узнала из вашего поста. Огромное спасибо за такой содержательный рассказ о Сталинградской битве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена! Я и сама много интересного узнала. Жаль, что долгие годы эта информация не была доступна. Спасибо за ваш отзыв, всего доброго вам!

      Удалить
  5. Наташ, прочла пост с опозданием, т.к. в разъездах была отпускных... (очень его Людмила хвалила, и захотелось найти и прочесть). Ты просто молодец. Такую тему подняла! Сама читала о свидетельствах очевидцев о явлении Богородицы во время боев, но наверное ангел твой подсказал тебе, о чем писать и как... Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветик, Ирина! Знаешь, мне православная тема стала интересна с тех пор, как прочитала книгу Тихона Шевкунова "Несвятые святые". Она такой перелом в душе произвела - в двух словах не расскажешь...Спасибо тебе за комментарий!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: