вторник, 24 ноября 2015 г.

Книга и чтение как важнейшие средства интеграции подростков в социокультурную среду.


Снижение интереса к чтению — проблема, которая в последнее время занимает умы не только тех, кто профессионально занимается вопросами «чтения и не чтения», но и широкой общественности. Ее характеризуют как общемировую тенденцию.

Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации.  Без чтения  немыслима интеграция личности в многонациональную  российскую культуру, включающую  весь комплекс духовных, материальных, интеллектуальных черт, систем мировоззрения,  традиций,  характеризующих общество. От уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Приобщение к чтению, пропаганда ценности чтения и книги, стимулирование интереса к мировому литературному наследию является основной задачей библиотек.
Чтобы в корне переломить намечающиеся кризисные явления, необходимо переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. И потому надо постоянно стремиться  быть интересными, привлекательными для пользователей и многое  менять в библиотеке в соответствии со временем.
Программы по популяризации книги и чтения  реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, но особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи. Необходимой составляющей современной просветительской деятельности библиотек сегодня должна стать мотивация детей и молодежи к чтению полезной литературы, участию в различных конкурсах, творческой самореализации.
Современный подросток, прежде всего, потребитель компьютерных продуктов, личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Сегодняшнему школьнику надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.
Воспитать в детях «привычку к библиотеке» – процесс, требующий постепенности. Надо, чтобы при подготовке к урокам им было «не избежать» библиотеки – и это совместная работа библиотекарей с педагогами. Эта работа должна начинаться с самого раннего возраста, с детского сада. А дальше детям обязательно станет в библиотеке попросту интересно, их будет туда тянуть…
Необходима серьезная работа, направленная на  создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться  преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.
Массовые мероприятия,  выставки – самые эффективные формы привлечения внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет  следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят  активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей,  сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей,  особенно молодёжи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.
Никто уже не сомневается в том, что развитие компьютерных технологий дает возможность библиотеке быть конкурентоспособной на рынке информационных услуг. Компьютеризация  библиотек  позволила применять новые для формы работы – видеочасы, медиапутешествия,  медиакалейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня есть возможность активно использовать новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Например:
-   Фестивали – «Весь мир – библиотека!», «Читающий край»
-   Различные конкурсы, к примеру, творческих работ «С книгой по жизни»
-    Виртуальная реклама «Читаем с умом»
-   Конкурс читательских пристрастий «Лидер чтения года», «Твой выбор, читатель!»
-   Креатив-конкурс «Молодое лицо читающей страны»
-    Фотоконкурс «Фотография с любимой книгой»
-   Акции – «Как пройти в библиотеку», «С книгой – в будущее», «Подарите книгу детям», «Признание в любви любимому писателю», «Вы еще не читаете – тогда мы идем к вам!», «Запиши в библиотеку друга», «Давайте читать вместе!».
-   Дни открытых дверей – «Библиотека – это здорово!..», «Библиотека знакомая и незнакомая», «Для вас открыты наши двери и сердца!», «Да что может быть прекраснее, чем наша библиотека?!!».
-   Культурно-досуговые программы – «Воскресенье в библиотеке», «Библионочь», «Библиотечная продленка».
-   Литературные брейн-ринги – «В кругу любимых книг», «Писатели нашего детства».
-   Комплексные формы продвижения книги и чтения – «День читательских удовольствий», «День с писателем», «День литературного гурмана», «Нескучная классика», «День читателя».
-   Бенефис читателя – успешно зарекомендовавшая себя форма.
-   Круглый стол – сложная форма, обогатившая себя новым содержанием: «Молодежь и книга: остались ли точки соприкосновения?», «Читающая молодежь – надежда новой России», «Читать или не читать: в поисках компромисса».

Популярными формами в последние годы стали Молодежные уличные флешмобы: «Любимая книга», «Минута чтения», «Как пройти в библиотеку?», «Открой свою книгу». Преимущество таких акций – в массовости, быстроте и красочности.

Возможно продвижение книги и чтения в транспорте и местах отдыха:
-   «Литературная беседка в парке»
-   «Читающий бульвар»
-   «Книжная аллея»
-   «Читай-дворик»

Литературные чтения:
-   «На ступеньках»
-   «Летний читальный зал под открытым небом»
-   «С книжкой на скамейке»
-   «Книга в дорогу!»
-   «Читаем без остановки»
-   «Читающий маршрут»
-   «Литературный автобус» и др.

Программы летнего чтения – «Каникулы без книги – лето без солнца».
Яркие инновационные формы работы по продвижению книги привлекают молодежь. Поэтому специалисты библиотек должны в своей работе искать новое, творчески подходить к проведению мероприятий для подрастающего поколения, проводить поэтические ринги, литературные дилижансы, досье, Дни новой книги, Дни литературных игр, Дни книг-именинников, книжное дефиле, литературные салоны, поэтические качели, литературные салоны и т. д.,
Продвигая книгу и чтение, библиотекарям необходимо постоянно изучать мнение читателей о литературе, выявлять их пристрастия и оценки, проводить опросы. Например:
-   блиц-опросы «Десять книг, которые потрясли Вас», «Какую роль играет чтение в Вашей жизни?», «В моей семье читают»
-   телефонные опросы о читательских пристрастиях
-   блиц-опросы с видеокамерой «Вы любите читать книги?»
-   анкетирования «Культура, чтение, библиотека глазами молодежи», «Библиотека моей мечты», «Ты и твоя библиотека», «Книга, чтение, библиотека в Вашей жизни»
-   мониторинг «Кто Вы, наш читатель?»
Для того чтобы привлечь молодого пользователя к чтению книг, фонд библиотеки необходимо регулярно обновлять современной популярной у молодежи литературой.
Молодежь, как особая социальная группа, требует повышенного внимания общества в целом, а библиотеки, являясь многофункциональными учреждениями, работу с этой категорией своих пользователей определяют основополагающей.
В настоящее время в работе с юношеством главным является свободный доступ к информации, наиболее полное ее предоставление с учетом их потребностей, и, прежде всего, в учебном процессе.
Немаловажное значение в отношениях «библиотека – пользователь» имеет процесс обучения правилам пользования библиотеками, умение грамотно и самостоятельно ориентироваться в фондах. Обязательными стали для молодежи «Дни открытых дверей», и не только в ЦБ. Чем больше юные пользователи будут знать о библиотеке, о специфике ее деятельности, о структуре и предоставляемых услугах, тем доверительнее будет их отношение к ней.
В работе с юношеством библиотекарям необходимо определять для себя главным возрождение духовности, нравственности и гуманизма, военно-патриотическое воспитание, пропаганду историко-краеведческих знаний, воспитание активной жизненной позиции. Также, прежде всего на молодежную аудиторию ориентированы мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, работа в период избирательных кампаний.
Роль библиотеки в продвижении книги, чтения может возрасти при условии нормального комплектования фонда библиотеки в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами современных читателей, а также за счет расширения функций, не только как книжных хранилищ, но и как конкурентоспособных информационных центров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: