вторник, 7 июля 2015 г.

Музейные экспозиции в библиотеке: методика создания

Любая работа по созданию музея начинается со сбора материала, т.е. формирования музейных фондов. Они состоят из основного фонда и вспомогательных материалов. В состав основного фонда входят все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории природы и общества.

Существуют различные классификации основного фонда. Основной принято считать классификацию по типам музейных предметов или источников. Она выделяет:
- вещественные,
- письменные,
- изобразительные,
- фоно- и киноисточники.

К вещественным источникам относятся:
- предметы быта (археологические материалы, одежда, украшения, мебель, домашняя утварь, игрушки, детали жилищ и др.);
- орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, полуфабрикаты, готовая продукция;
- особая группа вещественных памятников - оружие и военное снаряжение (остатки и детали оружия, военные каски, полевые бинокли, планшеты, котелки).
К группе вещественных материалов относятся флаги, знамена, вымпелы, а также монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки.

Вторую группу материалов основного фонда составляют письменные источники. Это:
- рукописные и печатные материалы:
- письма, различные записи, дневники, научные и литературные труды (как опубликованные, так и неопубликованные),
- разнообразные документы местной власти и частных лиц. В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея.
Например, в собрании письменных источников музея истории библиотеки могут войти подлинник (или копия) приказа управы (другого местного органа власти) об учреждении библиотеки, номер газеты, в котором напечатан материал о ее открытии, журналы первых попечительских советов, книги с автографами известных лиц (писателей, поэтов, знаменитых земляков и др.). В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями.

Третью группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную часть таких источников в музеях составляют фотографии. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, об их непосредственных участниках.
Иногда музеи получают в дар небольшие собрания фотографий от местных жителей, которые занимались любительским или профессиональным фотографированием. Такие собрания включают в основной фонд, сохраняя их в виде именных коллекций, - этим, в частности, будет подчеркнута дань уважения дарителю. Частью изобразительных источников является также воспроизведение фотографий, рисунков, карикатур, схем и таблиц, помещенных в старых и редких книгах, журналах, газетах.
Наряду с документальными изобразительными материалами к основному фонду относятся произведения изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Их значение очень велико, так как они, дополняя документальные фотографии и другие источники, помогают зримо представить исторические события, облик и характер их конкретных участников, почувствовать «дыхание эпохи». Особенно ценными являются произведения, выполненные художником с натуры, ибо в них иногда лучше, чем на документальных фотоснимках, выражено типичное, характерное, раскрывающее внутренний мир человека или динамику событий. Копии, репродукции произведений изобразительного искусства входят в состав вспомогательного фонда. Авторские оригиналы, а также копии-репродукции с дарственными надписями включаются в состав основного фонда. К группе изобразительных музейных материалов относятся коллекции марок и открыток.

Четвертая группа предметов основного фонда - фоноисточники. Это пластинки для граммофонов, патефонов и электрофонов, магнитные ленты. Вопрос об отнесении их к основному или вспомогательному фонду решается в каждом случае конкретно. К основному фонду следует отнести магнитные записи бесед со старожилами, ветеранами войны и труда, знаменитыми земляками.

Пятая группа - киноисточники, зафиксировавшие исторические, культурные события жизни села или города, уникальные природные явления.

В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготовленные для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в ней события и демонстрируемые подлинные памятники. Это схемы, диаграммы, муляжи, модели, пояснительные тексты и этикетки, а также репродукции и фотокопии.
Большую роль в экспозиции играют тексты. Они помогают ориентироваться в музейном фонде, получать информацию о каждом экспонате. Существуют следующие виды текстов:
- ведущие тексты, которые помогают раскрыть содержание экспозиции. Обычно это цитаты. Они помещаются на видном месте с таким расчетом, чтобы каждый посетитель их увидел и прочел;
- оглавительные надписи - названия разделов, комплексов, залов.

Самая трудоемкая работа - составление подписей под экспонатом, т.е. этикеток. Каждая этикетка состоит из названия экспоната, кратких сведений о нем и дополнительных объяснений. Этикетки должна быть написана так, чтобы каждый посетитель мог легко и быстро узнать, что за предмет, какую роль играет в экспозиции, а при желании - получить более подробные сведения о нем. Очень важно не только составить текст этикетки, но и правильно расположить его.
Правильно сделанная этикетки выглядит так:

А. И. Иванов / 1885-1905/ Рабочий N-ского завода, большевик. 
В дни московского декабрьского вооруженного восстания 1905 г. руководил боевой дружиной рабочих Погиб на баррикаде. С фотографии 1901 г.

В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать идею (в связи с чем он составлен). Если документ трудно прочесть, в этикетки излагается краткое его содержание: 
Письмо И. А. Сазонова с фронта 16 января 1942 года И. А. Сазонов сообщает матери и жене об успешном наступлении советских войск

В этикетке к фотографии, картине сообщаются сведения о том, кто изображен и где, а также дается характеристика изображенных событий. Если этикетка относится к портрету какого-лица, то указываются, прежде всего, даты жизни, а затем дается краткая характеристика.

Фото. Демонстрация рабочих. Казань, ул. Воскресенская, 1917 г., ч/б Размер 18х24

Если на фотографии запечатлена группа людей, необходимо по возможности указать сведения о каждом из них (фамилия, имя, отчество, должность, род занятий, даты жизни и т.д.). Задачи организации хранения музейных фондов состоят в создании таких
условий, которые обеспечили бы сохранность коллекции от хищения и порчи, предотвратили возможные повреждения и разрушения экспонатов, создали наиболее благоприятные условия для их использования.

Большое значение для сохранности подлинных материалов имеет хранительное оборудование. Самым простым типом оборудования являются стеллажи, которые применяются для хранения предметов, не боящихся пыли и света: керамики, стекла, крупных металлических экспонатов и т.п. Используются также закрытые шкафы с передвижными полками. Документы, листовки, фотографии, рисунки и другие виды письменных и географических материалов нужно хранить в папках с клапанами. Каждый экспонат в папке должен быть переложен чистой бумагой.
При экспонировании запрещается подлинные документы, произведения графики, акварельной и гуашной живописи, а также фотографии прикалывать кнопками или прибивать гвоздями. Также категорически запрещается укрепление гвоздями, булавками, кнопками предметов, сделанных из ткани. Помимо механических повреждений (разрыв тканей), это приводит к появлению ржавчины. Предметы одежды в экспозиции и в хранилище желательно подвешивать на специально подогнанных плечиках, которые обматываются чистой ватой и обшиваются холстом. Музейные экспонаты требуют определенной температуры и влажности воздуха (температурно-влажностного режима). Помещения для экспозиции и хранения должны быть сухие и хорошо вентилируемые. Температура воздуха в них должна быть в пределах от + 10 до 25 градусов по С. Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов (не реже одного раза в полгода) и удаление с экспонатов пыли, способствующей размножению вредителей.

МУЗЕЙ СОЗДАН. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов. На все это нужны финансовые средства. Важно, если у библиотекаря будут единомышленники из числа руководителей местной администрации, жителей и читателей, знаменитых земляков. Не случайно на базе каждого музея при библиотеке работает кружок или клуб. Именно с их участниками библиотекарь ведет поисковую и исследовательскую работу.
Любая выставка, тем более музей, без посетителей мертвы, поэтому просветительская работа в музее не менее важна, чем создание экспозиции. Основная форма работы с посетителями - экскурсии. По свидетельству самих библиотекарей, основные посетители мини-музеев - учителя (т.к. программу каждого школьного предмета они стараются дополнить материалами по родному краю) и дети, которых привлекают необычные для сегодняшнего дня предметы старины. Базируясь на экспозиции своего музея, библиотекари получают возможность проводить самые разнообразные мероприятия. Чаще всего совместно с учителями организуются уроки истории для школьников. Библиотекарь на основе музейных экспонатов проводит беседу-экскурсию, углубляющую знания, полученные в школе.
Организованные при музеях кружки и клубы дают возможности для более углубленной, активной, творческой работы.
Все имеющиеся при библиотеках мини-музеи - непрофессиональные, самодеятельные. И если библиотекарь решается на эксперимент по его организации и специализацию своей библиотеки как «библиотека-музей», ему необходима музейная подготовка.
Навыки в области музейного дела в настоящее время библиотекарь может получить путем самообразования, на региональных курсах повышения квалификации, стажировки в региональном государственном музее, близких по профилю, в системе повышения квалификации ЦБС. Сложившаяся сельская реальность способствует созданию нового комплексного учреждения культуры. Библиотека и музей не просто соседствуют под одной крышей - они стремятся к новому качеству, хотят стать учреждением со своей спецификой, задачами, формами работы.
Подводя итоги, нужно признать, что организация музеев при библиотеках требует значительных временных, интеллектуальных и материальных затрат. Конечно, энтузиаста-библиотекаря, увлеченного идеей создания музея, эти трудности не остановят. Но тем библиотекарям, которые еще сомневаются в правильности выбора или только приступают к созданию музея, нужно взвесить все «за» и «против». Однако опыт коллег в различных регионах показывает, что трудности различного рода вполне преодолимы. Музей при библиотеке не только служит источником привлечения новых слоев населения, выявляя непохожесть, уникальность библиотеки, но и формирует новую мотивацию у ее традиционных посетителей. Публичная библиотека  поворачивается перед различными категориями населения теми гранями деятельности, которые интересны именно данной, конкретной группе людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Творческие ВИДЕОработы сотрудников библиотеки

Подводя итоги года: фотоОтчет 2020

Никнейм блога

Nickname Виртуальный дневник методиста registred!

Расскажите о блоге друзьям и коллегам: